8 800 505 9240
Звонок бесплатный

Антикоррупционная деятельность в образовательной организации: понятие, организация, проблемы

06 марта 2020

Южина Е. В.

Есть ли проблема коррупции в сфере образования?

Образовательные организации всегда находятся под пристальным вниманием контрольно-надзорных органов. Руководители образовательных учреждений вынуждены быть компетентными в вопросах права, причем, почти во всех его отраслях.

А с недавнего времени актуальность приобрела и проблематика противодействия коррупции, в которой постоянно возникают новые вопросы.

Принято считать, что образование незаслуженно признается одной из наиболее коррумпированных сфер профессиональной деятельности наряду с закупочной и разрешительной деятельностью.

К сожалению, печальные (хотя, возможно, и не вполне обоснованные) результаты опроса граждан свидетельствует о том, что образование находится в тройке «лидеров» по коррумпированности вместе со здравоохранением и правоохранительной деятельностью.

К счастью, приходит осознание степени личной ответственности руководителя за состояние антикоррупционной деятельности в организации.

Где правовые ориентиры для образовательных организаций?

В действующей редакции Федерального закона «О противодействии коррупции» особое значение приобретают несколько статей, дающих ориентир для организации антикоррупционной деятельности.

Во-первых, Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона  «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.

В третьих, общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона  «О противодействии коррупции».

Зона коррупционных рисков в образовании

Ранее мы отмечали, что образование, увы, традиционно отнесено к области высоких коррупционных рисков.

Коррупционный риск можно охарактеризовать как обстоятельства (явления, процессы) в функционировании организаций,  их должностных лиц и работников, которые создают ситуацию возможного или провоцированного коррупционного поведения таких лиц.

Наиболее коррупциогенными областями (зонами высоких коррупционных рисков)  в сфере образования признаются: 

- прием в образовательные организации; 

- перевод обучающихся;

- подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;

- проведение промежуточной и итоговой аттестации; 

- привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод; 

- создание преференций одним лицам в ущерб другим; 

- лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

- прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам; 

- использование имущества образовательных организаций.

Антикоррупционная деятельность в образовательной организации. Что главное?

          Для организации деятельности по противодействию коррупции на уровне конкретной образовательной организации следует придерживаться норм, установленных федеральным законодательством.

Следуя букве закона, организациям необходимо внедрить комплекс мер, в числе которых:

- определение зон коррупционных рисков и перечня лиц, имеющих распорядительные полномочия и подверженных коррупционным рискам;

- назначение ответственного за противодействие коррупции лица;

- разработка, принятие и введение в действие локальных актов, содержащих нормы по противодействию коррупции;

- формирование комиссий (по противодействию коррупции, по урегулированию конфликта интересов и т.д.), правомочных рассматривать конкретные вопросы и ситуации в рамках антикоррупционной деятельности;

- четкая регламентация процедур и распределение ответственности по всем видам деятельности организации, обеспечение информационной открытости;

- привлечение к сотрудничеству правоохранительных органов;

- проведение мероприятий по противодействию коррупции с привлечением обучающихся и их законных представителей.

Что осталось за кадром?

Вопросы противодействия коррупции не исчерпываются аспектами, рассмотренными в статье.

Коррупция в образовании во многом носит латентный характер, обусловленный как нашими ментальными установками (неприятие «информирования» и «информаторов» о коррупционных нарушениях, сознательное совершение деяний, которое не принято считать коррупционными, хотя законодательство квалифицирует их именно так), так и отсутствием абсолютно четких норм права, понимаемых и трактуемых однозначно и корректно.

Однако очень важные положения пока остались за кадром, вне сферы нашего внимания, значимость которых крайне велика, а именно:

- что и как проверяют органы прокуратуры в части противодействия коррупции?

- какие виды ответственности и наказаний предусматриваются за совершение коррупционных правонарушений?

- в чем персональная ответственность директора?

- как руководителю государственной или муниципальной образовательной организации грамотно отчитаться о своих доходах?

- как правильно составить локальные акты, чтобы избежать коррупциогенных факторов?

- что же такое конфликт интересов педагогического работника, и как его избежать или урегулировать?

Каждый вопрос – целая история, уже насчитывающая множество примеров из практики. В программе «Противодействие коррупции в образовательной организации» - здесь сделать ссылку на программу:

- самые сложные юридические конструкции становятся понятными,

- самые запутанные ситуации находят объяснение,

- самыми главными участниками встречи становитесь Вы со своими знаниями, опытом и задачами, которые мы вместе будем решать.

Полная версия статьи опубликована в журнале «Школа управления образовательным учреждением. Опыт, практика, лучшие решения», №01 (71). Март 2018. Издательство Форум Медиа, 2018.

Об авторе

Южина Евгения Васильевна,

кандидат политических наук, юрист, специалист в области образовательного права, государственного управления

доцент кафедры государственного управления и права Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России

           


Другие статьи:

Антикоррупционная деятельность в образовательной организации. Что главное?

Антикоррупционная деятельность в образовательной организации. Что главное?

Читать дальше
Зона коррупционных рисков в образовании

Зона коррупционных рисков в образовании

Читать дальше
Где правовые ориентиры для образовательных организаций?

Где правовые ориентиры для образовательных организаций?

Читать дальше

Вас может заинтересовать: