06 марта 2020
Южина Е. В.
Есть ли проблема коррупции в сфере образования?
Образовательные организации всегда находятся под пристальным вниманием контрольно-надзорных органов. Руководители образовательных учреждений вынуждены быть компетентными в вопросах права, причем, почти во всех его отраслях.
А с недавнего времени актуальность приобрела и проблематика противодействия коррупции, в которой постоянно возникают новые вопросы.
Принято считать, что образование незаслуженно признается одной из наиболее коррумпированных сфер профессиональной деятельности наряду с закупочной и разрешительной деятельностью.
К сожалению, печальные (хотя, возможно, и не вполне обоснованные) результаты опроса граждан свидетельствует о том, что образование находится в тройке «лидеров» по коррумпированности вместе со здравоохранением и правоохранительной деятельностью.
К счастью, приходит осознание степени личной ответственности руководителя за состояние антикоррупционной деятельности в организации.
В действующей редакции Федерального закона «О противодействии коррупции» особое значение приобретают несколько статей, дающих ориентир для организации антикоррупционной деятельности.
Во-первых, Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.
В третьих, общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Ранее мы отмечали, что образование, увы, традиционно отнесено к области высоких коррупционных рисков.
Коррупционный риск можно охарактеризовать как обстоятельства (явления, процессы) в функционировании организаций, их должностных лиц и работников, которые создают ситуацию возможного или провоцированного коррупционного поведения таких лиц.
Наиболее коррупциогенными областями (зонами высоких коррупционных рисков) в сфере образования признаются:
- прием в образовательные организации;
- перевод обучающихся;
- подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;
- проведение промежуточной и итоговой аттестации;
- привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод;
- создание преференций одним лицам в ущерб другим;
- лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;
- прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам;
- использование имущества образовательных организаций.
Для организации деятельности по противодействию коррупции на уровне конкретной образовательной организации следует придерживаться норм, установленных федеральным законодательством.
Следуя букве закона, организациям необходимо внедрить комплекс мер, в числе которых:
- определение зон коррупционных рисков и перечня лиц, имеющих распорядительные полномочия и подверженных коррупционным рискам;
- назначение ответственного за противодействие коррупции лица;
- разработка, принятие и введение в действие локальных актов, содержащих нормы по противодействию коррупции;
- формирование комиссий (по противодействию коррупции, по урегулированию конфликта интересов и т.д.), правомочных рассматривать конкретные вопросы и ситуации в рамках антикоррупционной деятельности;
- четкая регламентация процедур и распределение ответственности по всем видам деятельности организации, обеспечение информационной открытости;
- привлечение к сотрудничеству правоохранительных органов;
- проведение мероприятий по противодействию коррупции с привлечением обучающихся и их законных представителей.
Вопросы противодействия коррупции не исчерпываются аспектами, рассмотренными в статье.
Коррупция в образовании во многом носит латентный характер, обусловленный как нашими ментальными установками (неприятие «информирования» и «информаторов» о коррупционных нарушениях, сознательное совершение деяний, которое не принято считать коррупционными, хотя законодательство квалифицирует их именно так), так и отсутствием абсолютно четких норм права, понимаемых и трактуемых однозначно и корректно.
Однако очень важные положения пока остались за кадром, вне сферы нашего внимания, значимость которых крайне велика, а именно:
- что и как проверяют органы прокуратуры в части противодействия коррупции?
- какие виды ответственности и наказаний предусматриваются за совершение коррупционных правонарушений?
- в чем персональная ответственность директора?
- как руководителю государственной или муниципальной образовательной организации грамотно отчитаться о своих доходах?
- как правильно составить локальные акты, чтобы избежать коррупциогенных факторов?
- что же такое конфликт интересов педагогического работника, и как его избежать или урегулировать?
Каждый вопрос – целая история, уже насчитывающая множество примеров из практики. В программе «Противодействие коррупции в образовательной организации» - здесь сделать ссылку на программу:
- самые сложные юридические конструкции становятся понятными,
- самые запутанные ситуации находят объяснение,
- самыми главными участниками встречи становитесь Вы со своими знаниями, опытом и задачами, которые мы вместе будем решать.
Полная версия статьи опубликована в журнале «Школа управления образовательным учреждением. Опыт, практика, лучшие решения», №01 (71). Март 2018. Издательство Форум Медиа, 2018.
Южина Евгения Васильевна,
кандидат политических наук, юрист, специалист в области образовательного права, государственного управления
доцент кафедры государственного управления и права Северо-Западного института повышения квалификации ФНС России